|
|
|
Под 1705 годом упоминается деревянный храм Покрова в селе Богородском, которым владела М.Ф. Хитрово. Каменный храм был построен в 1807 году, когда усадьбой владел министр финансов Александра I граф А.Д. Гурьев.
Покровская церковь расположена в северной части усадьбы, в стороне от жилого и хозяйственного комплексов. Композиционно она тесно связана с пейзажным парком, одна из главных аллей которого в своей перспективе замыкается площадкой, на которой стоит храм.
Кирпичная, оштукатуренная церковь с широким применением белого камня в деталях, выстроена в стиле зрелого классицизма. Ее планировочная схема имеет конфигурацию латинского креста с полуциркульной апсидой на востоке. Объемная композиция здания отличается компактным характером, дифференцирована относительно слабо. Кубический бесстолпный храм без какого-либо переходного объема увенчивается куполом, прорезанным восемью круглыми люкарнами. На свод поставлен глухой цилиндрический барабан, обшитый железом, с вазообразной главой и простым по форме крестом. Купол опирается на пристенные подпружные арки. Равно высотные апсида, трапезная и основание колокольни несколько ниже четверика. Высотная композиция трехъярусной колокольни складывается из широкого прямоугольного в плане трех частного нижнего яруса, который трактован как массивное основание для меньших по площади, зрительно облегченных двух верхних ярусов. Четырехгранный второй ярус прорезан большими арочными проемами звона. Восьмигранный глухой третий ярус с узкими диагональными гранями служит декоративным завершением объемной композиции. Он покрыт вспученной кровлей, на которой установлен миниатюрный шпиль с крестом, по форме аналогичным кресту храма.
Наружное убранство церкви отличается изящными и благородными формами, характерными для зрелого классицизма. Южный (а первоначально и северный) фасад четверика отмечен четырех колонным ионическим портиком с треугольным фронтоном, соответствующим высоте смежных частей здания.
Базы колонн и соответствующих им на стене пилястр выполнены из белого камня. Капители - лепные. Аналогичный портик, однако, с колоннами тосканского ордера, помещен перед западным фасадом нижнего яруса колокольни. Трактовка стенной поверхности здания предельно проста. Фасады апсиды, четверика, трапезной и нижнего яруса колокольни разделены двумя профилированными поясами из белого камня на три зоны, соответствующие цоколю, окнам и квадратным ложным проемам в уровне второго света. Тонко профилированный венчающий карниз также белокаменный. Окна наличников не имеют. Обрамления люкарн в куполе целиком выполнены из белого камня. На южном и северном фасадах колокольни помещены неглубокие с полуциркульным завершением ниши, заключающие окна двух нижних ярусов. На главном фасаде входной проем фланкирован полуциркульными в плане глубокими нишами, предназначенными для скульптур. Второй ярус обработан пилястрами без капителей, которые как бы опираются на ленту белокаменного цоколя, проходящую по всему периметру яруса. На углах поставлены белокаменные вазоны. Широкие грани верхнего яруса заняты большими круглыми нишами.
Обработанные пилястрами помещения апсиды имеют в настоящее время плоские перекрытия. Нижний ярус колокольни разделен капитальными стенами на три компартамента. Центральное помещение перекрыто крестовым сводом. Боковые камеры, в одной из которых, очевидно, находилась деревянная лестница в верхние ярусы, имеют плоские перекрытия.
В 1960-70 годы был разобран северный портик, и к храму с северного фасада пристроили одноэтажное кирпичное здание столовой дома отдыха. Интерьер церкви искажен установленными, вероятно, в то же время столбами, перегородками, потолками. В апсиде было пробито два входных проема. От внутреннего убранства здания сохранились лишь полы, украшенные мозаикой по бетону.
Прекрасный образец усадебной церкви в стиле зрелого классицизма, обладающей безупречными пропорциями и тонко проработанными деталями наружного декора. По своим архитектурным особенностям храм близок казаковской школе зодчества.
|
|
Село Богородское Рузского района Московской области находится на месте бывшего Прутского погоста на реке Истьме. Первые упоминания о нем относятся к 17 веку. Упоминается, что на Прутском погосте на реке Истьме находилась церковь Пресвятой Богородицы, которая, как предполагают, была уничтожена в Смутное время. По сведениям дозорных книг Богородское в это время принадлежит окольничему Александру Севастьяновичу Хитрово. В 1670 году оно принадлежало вдове Ф. А. Хитрово Марии Федоровне. В 1713 году Богородское переходит во владение к их дочери Анне Федоровне, вышедшей замуж за Павла Ивановича Ягужинского. После заточения Анны Федоровны в монастырь в 1730 году, имение досталось ее дочери Екатерине Павловне, жене Василия Абрамовича Лопухина,а последняя в свою очередь передала Богородское в наследство своей сестре Настасье Павловне Головиной, которая выделила в 1763 году село сыну – графу Сергею Федоровичу Головину.
Затем усадьба переходит в руки Гурьевых. В экономических примечаниях к плану генерального межевания усадьбы, владельцем которой назван лейб гвардии майор Александр Григорьевич Гурьев, она описана следующим образом: "село по обе стороны реки Истьмы, земли иловатые, покосы средственные, лес дровяной, крестьяне на оброке. … находится при большой дороге, лежащей из города Можайска в город Москву". Упоминается также о существовании в селе церкви.
Своего расцвета усадебный комплекс достиг в первой четверти 19 века, когда Богородское принадлежало сыну А. Г. Гурьева – Дмитрию Александровичу, министру финансов при Александре I. Д. А. Гурьев не отличался популярностью и деловыми качествами, но усадебный комплекс, возникший при нем, свидетельствовал о тонкости и изяществе вкуса его хозяина. Двухэтажный каменный дом был выстроен в позднеклассическом стиле. Вместе с двумя одноэтажными флигелями он образовывал парадный двор, к которому с севера мимо крестьянских дворов вела дорога из Москвы. С востока между дворцом и парковой террасой был сооружен мраморный фонтан, представлявший большую художественную ценность. Великолепный ландшафтный парк (на 30 десятинах) спускался от дома к искусственному пруду с двумя островками. Парк украшали многочисленные павильоны: грот, над которым стояла большая мраморная колонна, вывезенная из Италии; четыре мраморные статуи. Хозяйственные постройки усадьбы располагались южнее ее парадного архитектурного комплекса, а напротив них, через дорогу, находился конный двор, образованный двумя одноэтажными кирпичными корпусами, объединенными въездными воротами и увенчанными круглой башенкой.
Небольшое здание кузницы располагалось к западу от конного двора, на продолжении ее композиционной оси. Благодаря обработке ее главного фасада в духе классической архитектуры, она включена в общий усадебный ансамбль. После смерти Д.А. Гурьева в 1825 году Богородское досталось его младшему сыну Н.Д. Гурьеву, тайному советнику, посланнику в Гааге, Риме и Неаполе. Н.Д. Гурьев являлся кавалером ордена Александра Невского и служил в Министерстве иностранных дел. Не исключено, что многие художественные ценности, хранившиеся в усадьбе, были привезены им, а не Д.А. Гурьевым. В начале 60-х годов 19 века имение было продано наследниками и поделено на части. К этому времени относится дело "О полюбовном размежевании дачи села Богородского с деревнями и пустошами". Имение было разделено следующим образом: во владение почетного гражданина Н.А. Глушкова - первая, четвертая и пятая части дачи села Богородского, во владение статского советника А.В. Назарова - вторая часть, во владение купцов Александра и Николая Рудневых - третья часть. В начале 80-х годов состав владельцев несколько меняется. Большая часть имения принадлежит дворянину А.В. Коншину (30 десятин), А.В. Назарову - 13 десятин и купцу Глушкову - 12 десятин. В 1916 году усадьбой владела С.С. Павлова. В 1945 году было разрушено главное здание комплекса и его многие хозяйственные постройки, а флигели перестроены. Конный двор утратил часть своего южного корпуса. Следы перестройки носят его торцовые части. Между кузницей и конюшней возникло здание скотного двора. Сильно пострадал парк усадьбы. Деревянные строения бывшего дома отдыха, расположенные среди деревьев, нарушили его композиционное единство и привели к гибели многие мемориальные деревья. Многие уголки и поляны парка сильно заросли и утратили свой первоначальный облик. Но даже то , что осталось от некогда богатейшей и красивейшей усадьбы, все еще представляет большую художественную и историческую ценность.
|
|